pawel_zaitsew86 (pawel_zaitsew86) wrote,
pawel_zaitsew86
pawel_zaitsew86

Category:

Мы разучились снимать кино про войну и хватит хаять «Сталинград»

Как принято говорить по-новомодному, драма/боевик «Сталинград» Бондарчука-младшего был исключён из числа номинантов на «Оскар». В сети поднялась шумиха, что вот-де мировая премия политизирована до мозга костей.
В этой статье хочу выступить с протекционном словом в адрес фильма и попытаться пресечь съёмки фильмов на тему о той войне.


«Спасибо, снято!» - так обычно говорит кинорежиссёр на съёмочной площадке своей группе, когда всеобщими усилиями завершается работа над очередным дублем (сценой).
Этой же фразой хочу обратиться ко всем современным кинорежиссёрам, кто порывается снять фильм о Великой Отечественной (Второй Мировой). Да, костюмы могут быть точь-в-точь. Да, звуковое сопровождение в виде грохота взрывов и шума канонад могут быть отменными. Но содержание запросто имеет все шансы на риск оказаться пустым. Потому что в штате съёмочной группы не окажется больше консультантов. Именно тех, кто не сидит сейчас в библиотеках и строчит диссертации. А тех, кто лично был на передовой 70 лет тому назад. Вернее, есть они, да возраст от и свыше 90 лет взял своё. И не будет тех, кто войну пропустил через себя.



Итак, «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Фильм разделил «армию» посмотревших на два больших лагеря: одни считают, что после михалковского «Предстояния» работа Бондарчука заслуживает оценки, если не «отлично», то «хорошо». Другие точат зуб на «Сталинград» в твёрдой уверенности, что картина очерняет вклад СССР в победу над «коричневой чумой», показывая советских солдат тупыми. Поднялась дискуссия, схожая с конфликтом в интернете на тему установки памятника в Санкт-Петербурге Михаилу Горшенёву. Не знаю, как вам, а мне, в целом, лента приглянулась очень даже. Я вообще шёл на этот фильм по трём причинам. Во-первых, хоть как то прочувствовать, что пережил там, в городе на Волге, мой двоюродный дед. Во-вторых, выявить различия между этим «Сталинградом» и одноимённым фильмом Юрия Озерова на предмет столь модного байопика (отечественные киноленты последних лет «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Легенда №17», «Фурцева», «Жуков», «Чкалов» «Гагарин. Первый в космосе» не дают соврать). Кстати говоря, «Сталинград» Озерова, очевидно, первый в истории советского и мирового кинематографа фильм с обильным участием «двойников» исторических личностей. В-третьих, хотелось отдать дань уважения советским солдатам.

Мёд против дёгтя
Что я посчитал для себя неясным. Почему Громов расстреливает из снайперской винтовки женщину и ребёнка перед тем, как мать и дитя сожжёт немецкий огнемётчик? Убив мирных жителей, чтоб те, будто бы не мучились, Громов стреляет в ранец с зажигательной смесью фашистского палача, а потом с группой бойцов выбегает на улицу, ликвидирует вражескую пехоту и обращает грязно-зелёные мундиры в бегство. Ведь можно было и не убивать тех двоих. Можно было сразу решить огнемётчика и валить неприятелей.

Маша. Белокурая красавица с белой кожей и (внимание!) в чистом исподнем. Хотя вокруг неё ежедневно гибли сотни людей, но ей как-то удавалось брать воду из общей с немцами водоколонки. Она кипятила воду и регулярно (!) стирала свои вещи. Любовная линия между Машей и немецким офицером Петером Каном удивила меня. За интимную связь арийца с «недочеловеком» Кана свои бы давно уже пристрелили и не стали бы заморачиваться о перевозке преступника в концлагерь. Хотя палка о двух концах: солдатам Вермахта выдавали презервативы (см. «Горячий снег», где в походном комплекте убитого немецкого танкиста красноармейцы обнаружили средства мужской контрацепции). Ладно, спишем ляп на то, что в развалинах Сталинграда каждый командир был на вес золота по обе противостоявшие стороны. Маша, в итоге, получает пулю в лоб от снайпера Чуванова, хотя стрелок запросто мог бы убить немца и, тем самым, оставить вражескую группировку обезглавленной.

Концовка в лучших традициях Голливуда: Добро (Громов) и Зло (Кан) обмениваются тремя взаимными летальными выстрелами из пистолетов. Радист вызывает огонь «катюш» (судя по вою залпов это были они) на себя («привет» от «Сталинграда»-89).
Шоком для меня стал тот факт, что Бондарчук показывал фильм участникам Сталинградской битвы. А зачем? Фронтовикам уже в районе девятого десятка. От нахлынувших эмоций у тех запросто и быстро мог случиться сердечный приступ. К чему сыпать соль на старые раны? В пору, когда я учился в 1 классе, то к нам тоже в канун Дня Победы приходили ветераны войны. Мы, несмышлёныши, лезли к ним в души лапками: расспрашивали их о том, страшно ли им было, как они в атаку поднимались. Но тут-то Бондарчук – взрослый мужик. Неужели не понимал?

После того, как Фёдор Сергеевич получил ноты протеста от «афганцев» за «9 роту» и когда извёл кучу денег впустую на «Обитаемый остров», то его ругают и продолжат поливать грязью. Дважды накосячивший в глазах масс обречён на презрение и ухмылки.

И всё-таки фильм хорош по сравнению с «Утомлёнными солнцем – 2». На головы красноармейцев и Кати никто из асов «Luft Waffe» не справляет большую нужду. Фильм круче и уж точно правдивее, чем бредовые «Гитлер капут», сказок-фэнтэзи «Белый тигр» и «Мы из будущего». «Гитлер капут» – позорная анекдотическая копия легендарного первого советского сериала «17 мгновений весны», не имеющая цели. К Шахназарову, как режиссёру, отношусь положительно и всегда с удовольствием пересматриваю его работы. Например, в «Курьере» или «Исчезнувшей империи» есть логика, чёткая канва сюжета. Но что режиссёр хотел сказать «Белым тигром», извините, так и не понял, хоть и сделан фильм был хорошо. «Мы из будущего» – фэнтэзийная милитари-синема на тему «Назад в будущее», некомментируемая ерунда.

Но вернусь к «Сталинграду». Вот с чего многие решили, что МЧС-ник – биологический сын красноармейцев, оборонявших дом Кати? Посетители кинозала видели, чтоб Катю пустили по кругу защитники Отчизны? Этого не было. Интеллигентная девушка могла выйти замуж за кого угодно, родить после войны и потерять мужа. А сыну поведать историю об обороне её дома отважными солдатами и наказать ему, чтоб он свято чтил память о своих духовных отцах и равнялся на них. И держали оборону ведь, так как дом у Волги стоял. За Волгой для немцев победа, а для наших отсутствие земли - тезисное обоснование многотысячной фатальной баталии.

Хватит
На кнопку «стоп» нашим кинематографистам жать надо после выхода ремэйка «Звезды» и воистину великого фильма «Брестская крепость». Два фильма задали нам такую планку, опустить или перепрыгнуть мы уже не сможем. «Звезда» снималась при консультативной помощи участника Великой Отечественной, Героя Советского Союза Ивана Васильевича Мещерякова. «Брестскую крепость» курировал директор одноимённого Мемориального комплекса Валерий Владимирович Губаренко. Хоть Губаренко родился и после войны, но фильм вышибает у меня слезу. А у вас? Мой знакомый американец, посмотрев «Брестскую крепость» даже без перевода, признался мне: «Я вообще рыдал и понял, почему вы победили». Противники и сторонники «Сталинграда» едины во мнении, что «Брестская крепость» - отличная работа.

Всё. Кина не будет. И не потому что электричество кончилось, просто-напросто хлебнувших сполна окопной грязи консультантов больше нет. Вернее, есть, но им тяжело вспоминать в полном объёме и сложно передвигаться чисто физически. Так что всякое новое кино, повествующее о той войне, заочно идёт с меткой «Провал». Глупо сравнивать советские и российские фильмы. В советском кино были задействованы актёры, прошедшие войну или познавшие её в тылу. Они пропустили её через себя. Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Василий Шукшин, Георгий Бурков, Анатолий Папанов и прочие фронтовики или «дети войны» прошли такое, чего врагу не пожелать. Именно поэтому фильмы «Иди и смотри», «Судьба человека», «…А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину» заслуженно приковывают к себе внимание. Что остаётся современным режиссёрам? Вспоминать рассказы дедов и отцов, читать историческую литературу и на основе всего изложенного выше представлять аудитории и номинировать на «Оскар» какое-то своё представление истории, как это и случилось со «Сталинградом». И возводить генерал-полковника Паулюса в звание генерала-фельдмаршала, хотя кино снимается про ноябрь 1942 года, когда силы Вермахта вовсю штурмовал город на Волге. А фельдмаршалом Паулюс стал, уже пребывая в «котле» в январе 1943 года.

Сергей Бондарчук снял «Судьбу человека», когда и слуху не было ещё про всякие там «IMAX 3D» и «SLOW-MO». Однако даже двухминутный отрывок подкатывает комок к горлу. И неважно, смотришь этот фильм на малюсеньком экране портативного ПК или на широченной «плазме».


Не надо больше снимать про войну. «Сталинграду» ставлю «тройку». Он ни хороший и ни плохой. Вопросов много к автору сценария и режиссёру. Вместе с тем спасибо за показы ленты в США. Не потому ль теперь в Нью-Йорке раздают Георгиевские ленточки и гвоздики. Недоумённым американцам объясняется, что значат цвета ленточек для россиян. Кстати, вспомнил историю. Моя преподавательница английского в вузе, женщина солидных лет, рассказывала «30 лет назад посетила Штаты. Американский глава принявшей меня на период отпуска семьи спросил:
- Леди, а почему советский народ неустанно что-то строит?
- Нам нужно многое восстанавливать. Ведь мы воевали.
- Простите, а где, когда, и с кем воевали?
Понимаете, дорогие студенты, некоторые жители США уверены, что они и только они выиграли Вторую Мировую».

Ноу комментс. Благодаря «Сталинграду» так хоть больше узнают, наверное.

Фото: www.profile.ru
Видео: www.youtube.com (Владимир Дубровский)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments